Авдотья Истомина — романтический символ русского балета, кумир всего общества первой половины девятнадцатого столетия.
Имя Истоминой постоянно встречалось не только в прессе тех лет, посвященной театру, но и в личных дневниках и письмах известных людей. В записках Маркевича, одного из друзей Кюхельбекера, Льва Пушкина и Глинки имя Истоминой стоит рядом с именами наиболее видных деятелей театра и литературы.
Как писал о ней один из первых историков русского театра Арапов, «Истомина была среднего роста, брюнетка, красивой наружности, очень стройна, имела черные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами, которые придавали особый характер ее физиономии, она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, легкость, быстроту в движениях...»
Блистательный Петербург пушкинского времени не знал недостатка в красавицах. Сюда свозились на смотрины самые красивые девицы со всей России, все, что жаждало столичного блеска, танцевало и кружилось на балах и в салонах Северной Пальмиры. В каждый дом, где были девицы на выданье, слетались, словно мотыльки, столичные франты и ухажеры.
В доме Олениных всегда были гостеприимны и хлебосольны, здесь собиралось изысканное литературное общество. Отец Анны Алексеевны был человеком радушным и по роду своих занятий (он был президентом Академии художеств и директором Публичной библиотеки) привечал многих.
Елизавета Марковна Оленина, урожденная Полторацкая, «была исполнена доброжелательства ко всем; но в изъявлении его некоторая преувеличенность заставляла иных весьма несправедливо сомневаться в ее искренности. Любовь к общежитию побеждала в Елизавете Марковне самые телесные страдания, коим так часто была она подвержена. Часто, лежа на широком диване, окруженная посетителями, видимо, мучаясь, умела она улыбаться гостям. Ей хотелось, чтобы все у нее были веселы и довольны.
Лана (Лиина) Тернер (настоящее имя - Джулия Джина Милдред Фрэнсис) - американская киноактриса. Во время второй мировой войны ее называли «душечкой». Лана Тернер снималась в мелодрамах 40-х и 50-х годов: «Пейтон Плейс» (1957), «Почтальон звонит дважды» (1946), «Три мушкетера» (1948), «Имитация жизни» (1959) и др.
Лана родилась в небольшом городке штата Айдахо в семье бутлегера - подпольного торговца спиртным. В десятилетнем возрасте она попала в приют. Отец ее был убит, а мать любила развлечения и не заботилась о ребенке.
Не выдержав тяжелой жизни в приюте, Лана решила стать танцовщицей в одном из ночных клубов Лос-Анджелеса. Когда ей было шестнадцать, ее заметил Луис Б. Майер и предложил роль в своем фильме. Многоопытный Майер разглядел в пухленькой девочке новый образ женской красоты.
В ее жизни было все: богатство, роскошь, предвосхищение малейших желаний, обожание, переходившее со стороны деда и матери в боготворение. Она родилась в богатой и родовитой семье Башкирцевых, чьё имение славились роскошью и хлебосольством на Полтавщине, и уступало по величине лишь имению знаменитого гр.Кочубея. Но Мария почти не помнила Украины, так как в десятилетнем возрасте была увезена за границу из-за слабого здоровья, по настоянию обожавшего ее деда - англомана, аристократа, библиофила, тонкого ценителя искусства. Почти не помнила она и отца, с которым мать рассталась, выиграв бракоразводный процесс, что тогда была редкостью для России.
Мари проведет свое детство, вдыхая аромат миндальных садов на юге Франции, слушая негромкий шум моря на Лазурном берегу, засыпая под его рокот. Многие места старой Европы, знаменитые одним своим звуком, станут ей родными: Ментона, Лондон, Париж, Ницца. Не будет ни одного музея, ни одной картины, ни одного спектакля, концерта, который Мари, Муся, Мусенька - так обожающе звали ее родные - не увидела, не посмотрела, не оценила бы и не записала в свой знаменитый сенсационный (позже, позже!) «Дневник»
...Она живет в каждодневном общении с прекрасным, оно дает ей, как бы, второе дыхание. Ее «дневник подобен великолепной ткани, вывороченной наизнанку» - по отзыву современников.
18 мая 2010 года исполнилось сто лет со дня смерти знаменитой Полины Виардо – певицы, чье имя оказалось знаковым, в том числе и для русской культуры: многолетний роман с Иваном Тургеневым сделал Виардо для России, для русского самосознания чем-то значительно большим, чем просто выдающейся примадонной своего времени.
«После первого ее выхода на сцену стало понятно, что миру явилась блестящая драматическая певица. И она навсегда заняла место среди прославленных знаменитостей эпохи... Это не просто замечательная певица, чья музыкальная образованность составила бы достоинство и предмет гордости любого маэстро, а божественная колоратура достигала небывалых высот: она была одной из самых красивых и умных женщин, знатоком литературы, не чуждалась даже науки — и всем этим, в сочетании с глубоким знанием языков, в том числе и нескольких мертвых, вызывала непреходящий интерес и дружеское расположение у целого ряда европейских деятелей литературы и искусства». - Так пишет Ференц Лист в своем очерке о Полине Виардо.
Он учил ее фортепианной игре и дружил с ней, будучи при этом, как представитель новонемецкого стиля и пропагандист Рихарда Вагнера, ее музыкальным противником, что придает его словам еще большую ценность. Похожие хвалебные высказывания выходили из-под пера многих авторитетных людей; имя Полины Виардо нельзя вычеркнуть ни из немецкой, ни из французской истории культуры XIX века — так часто встречалась она на пути композиторов, писателей и художников, участвовала в их жизни и вовлекала их в свою. Шопен, Мендельсон, Шуман, Лист, Мейербер, Гуно, Флобер, де Мюссе, Мопассан, Жорж Санд, Доре, Делакруа, Ренан, Мишле, Тургенев — круг ее друзей отнюдь не исчерпывается названными именами.