В удивительной русской актрисе Алисе Коонен, ровеснице Ахматовой и Чаплина, не было ни капли русской крови. До 1934 года она была подданной бельгийского короля, но всю жизнь отдала России и ее театру. Закончив гимназию, поступила в школу Художественного театра. В 1913 году она была уже знаменитостью – любимой ученицей Станиславского, звездой МХТовских капустников, первой исполнительницей роли Маши в “Живом трупе”, трогательной Митиль в “Синей птице”, дикой Анитрой в “Пер Гюнте”.
Знаменитый английский режиссер Гордон Крэг, репетировавший с Коонен Офелию в Художественном театре, предложил Станиславскому: “Я заберу ее в Италию и сделаю там для нее монотеатр”. Тот ответил: “Мисс Коонен любит быть окруженной людьми и умрет от одиночества и тоски в вашем монотеатре”. Несмотря на такие лестные оценки, Алиса Георгиевна в том же 1913-м ушла в организованный Константином Марджановым “Свободный театр”, где встретилась с Таировым. Тот в те времена по сути дела был “никем”: энергичным провинциалом с юридическим дипломом, актером без имени, режиссером без театра. Но встреча этих двух людей определила всю их дальнейшую жизнь. Их союз длился 35 лет и был испытан и успехами, и славой, и бедами, и трагедией...
У Островского в “Лесе” Несчастливцев говорит: для того, чтобы создать труппу, нужна, прежде всего, актриса. Судьба подарила Таирову редкую, удивительную актрису, с которой и для которой он создал свой театр. Она могла быть и опереточной дивой, и трагической героиней, могла играть и цариц, и беспризорниц. Критик писал: “Великая Алиса! Даже сейчас по одним только фотографиям видно, как совершенна была ее пластика и как прекрасны были ее глаза в приливах гнева, страсти, веселья”.
Как-то сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва Лев Гумилёв, раздраженный тем, как мама разговаривает с заглянувшим к ним человеком, воскликнул: "Перестань королевить!"
А она не могла по-другому. Не зря же в средневековой Европе поэзию называли "искусством дворянским". Имея в виду не столько общественное положение, сколько состояние души сочинителя волшебных строк. А какое же дворянство без королевы? И кому как не Анне Ахматовой быть при таком титуле?
Она родилась 11 июня 1889 года по старому стилю, или 23 июня по стилю новому, в Одессе. Район, где это произошло, назывался Большим Фонтаном - и это была самая первая неслучайность в жизни будущей поэтессы. Потому что названия мест, как и имена людей, всегда имеют сакральное значение, всегда прячут в себе какую-то тайну.
Голос певицы Клавдии Шульженко звучал по всей стране. Ее слушали солдаты и матросы на всех фронтах Великой Отечественной войны. В мирное время ей аплодировали шахтеры и целинники, строители и ткачихи. Ее талантом восхищались Шостакович и Дунаевский, Зыкина и Райкин. Она была звездой советской эстрады и народным кумиром.
Родилась будущая легенда советской эстрады сто лет назад, 24 марта 1906 года. Музыка с детства вошла в ее жизнь. Отец, харьковский бухгалтер, играл в самодеятельном духовом оркестре, иногда пел в любительских концертах. Именно он первым познакомил дочь с народными русскими и украинскими песнями и с городскими романсами. Однажды, напевая дома «Снился мне сад в подвенечном уборе», девочка услышала аплодисменты и восторженные крики соседей, которые собрались под окнами и просили спеть еще. Клава не постеснялась и исполнила романс «По старой калужской дороге».
Одобрение родственников и знакомых вдохновило шестнадцатилетнюю Клавдию на довольно смелый поступок. В 1923 году девушка пришла в Харьковский драматический театр, которым тогда руководил Николай Синельников, и бодро предложила взять ее в труппу.
Всю свою жизнь Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая прожила «на втором плане», в ореоле славы своего мужа, классика советской литературы Алексея Толстого. Собственная творческая судьба ее сложилась трагично: ярко дебютировав перед революцией, при жизни она выпустила лишь несколько книг, годы жизни с Толстым вообще обернулись для нее поэтической немотой, умерла Наталья Васильевна в безвестности.
И даже теперь, когда творческое наследие Крандиевской издано и по праву заняло достойное место на книжной полке рядом с ее младшими современницами Мариной Цветаевой и Анной Ахматовой, она по-прежнему остается в тени этих громких имен…
«…Николай Иванович побагровел, но сейчас же в глазах мелькнуло прежнее выражение — веселенького сумасшествия.
Несмотря на стенания интеллигенции XIX века о непростой жизни угнетенной женщины в Российской империи, именно представительницы "слабого" пола внесли огромный вклад в процветание страны. Так, своим правлением немалую славу стране принесла императрица Елизавета Петровна.
18 декабря 1709 года (в год победы под Полтавой) у Петра I и Екатерины появилась на свет дочь, которую окрестили Елизаветой. Небольшой проблемой, правда, стал тот факт, что девочка родилась еще до венчания Петра и Екатерины, но в 1712 году все было приведено в соответствие с законом.
Четверо детей Петра и Екатерины умерли еще до совершеннолетия, а Анна Петровна скончалась в возрасте 20 лет. Но любимице императора Елизавете сужено было прожить достаточно долгую жизнь и занять престол.