Вы не считали, сколько раз за день говорите своему ребенку слово «нельзя»? И при этом сердитесь, и требуете, чтобы он выполнял ваши приказы немедленно и без разговоров.
Послушные дети – это, конечно, очень хорошо и удобно для родителей. Остается только давать указания, и все будет в порядке – выученные уроки, убранная комната, вынесенный мусор и так далее. Но вот ваш ребенок вырос и по-прежнему ждет указаний, как ему поступить в том или ином случае. Хорошо ли это? И кто его будет сопровождать всю жизнь, чтобы принимать за него решения?
А ведь человеку не раз и не два приходится отстаивать свое мнение, принимать решения, брать на себя ответственность. И все равно, какую ты занимаешь должность – начальника или рядового менеджера, кассира в банке или продавца в магазине, случается, что свои интересы нужно отстаивать перед людьми, значительно старшими по возрасту и положению.
На детской площадке взахлеб рыдал малыш, а его мама, виновато озираясь на окружающих, дергала его за руку и злым голосом шипела: «Немедленно прекрати! Я кому сказала! Замолчи, а то я не знаю, что с тобой сделаю!» Бедный ребенок давился слезами и с испугом смотрел на разъяренную маму.
Малыша было жаль, а вот понимает ли мама, что она говорит своему ребенку? Несомненно, она его любит и желает добра. Понятно, что ей неудобно перед другими родителями, гуляющими тут же в парке на площадке с ребятишками. Но понимает ли она, что чувствует сейчас ее ребенок? Запрещать детям выражать свои эмоции – это одна из форм родительской тирании, но вряд ли взрослые, не имея сил и желания успокоить плачущее дитя, соображают, что делают, запрещая ему плакать.
Маленькие дети плачем выражают все свои негативные ощущения: боль, обиду, страх, усталость и пр. Представьте, что вам запретили обижаться, если обидно, испытывать боль, если больно, возмущаться нанесенным оскорблением, и так далее. А почему родители пытаются запретить ребенку выражать свои чувства, ведь, несмотря на возраст, малыш – человек, личность, которая имеет право на свободу.
На вопрос: надо ли наказывать ребенка за плохие проступки, отвечают обычно одинаково: «Надо!». А вот, если копнуть поглубже и уточнить, а как наказывать, тут мнений будет столько, что все и не перечислить. Есть сторонники увещеваний и уговоров, есть родители, которые считают шлепок лучшим аргументом, и есть другие, устраивающие скандалы с угрозами, лишающие детей развлечений, прогулок и даже сладкого.
Сторонники физических наказаний обычно аргументируют свои действия тем, что и им в детстве перепадало, а ведь выросли приличными людьми. Опять же нет времени рассусоливать и увещевать, так как надо работать и зарабатывать на жизнь.
Уставшие после рабочего дня родители, обнаружив вечером двойки в дневнике или какие-то поступки детей, требующие, по их мнению, наказания, не слишком разбираются, что же произошло. Они не выясняют, почему их ребенок получил двойку или плохо вел себя на уроках, из-за чего он подрался и пр., зато со всей мощью обрушивают на голову провинившегося родительский гнев, припоминая прошлые прегрешения.
«Копуша! – ворчит мать на маленького сынишку, да еще добавляет – Весь в папочку!» Малыш расстроен – он что-то сделал не так, он плохой, да и папа с ним заодно вызвал мамино раздражение. Ребенок растет и слышит: «Сколько ты будешь сидеть за обедом?» Ты до сих пор не сделал уроки?» « Весь вечер убираешь игрушки, и все еще не закончил?!» «Тебя за смертью посылать надо! Два часа за хлебом ходил!»
А он не виноват, что не умеет в два счета расправиться с уроками, быстро съесть суп, сбегать в магазин, убрать в комнате и успеть еще погулять, посмотреть телевизор, почитать книжку. Он – копуша! И он не виноват, что такой медлительный, как бы ни старался! А он ведь старается на самом деле, только мама почему-то этого не замечает и все время ругается.
Да, многие родители жалуются на медлительность своих детей, на то, что они ничего не успевают, что любое действие превращается в целую историю, и проще сделать самим, чем дождаться действий от ребенка. И в раннем детстве мама завязывала шнурки и застегивала пуговицы на курточке, не имея терпения дождаться, пока любимое чадо закончит процесс одевания самостоятельно. А у подросшего ребенка отнимала тетрадку с задачкой или недомытую чашку – «сама сделаю быстрее, чем дождусь от тебя помощи».
Как-то моя дочь утащила из детского сада игрушечного котенка. Обнаружив спрятанную игрушку в кармане курточки, я в первый момент просто опешила – как же так – мой ребенок украл игрушку! Но откуда-то хватило сил не наброситься сходу с упреками на малышку, а разобраться, почему же она ее взяла.
Мы сидели с ней и рассуждали, что будет, если каждый ребенок заберет домой игрушки из детсада, чем будут играть тогда дети? И можно ли брать чужое без разрешения вообще. Наутро мы отнесли игрушку в садик, отдали воспитательнице и извинились за свой проступок. И мудрая воспитательница тоже не стала ругаться. Но в этот же день я взяла у знакомых маленького живого котенка, о котором так мечтала дочка.
Случаи детского воровства - не такая уж и редкость, потому не стоит впадать в панику или обрушивать всю силу своего гнева и возмущения на детей, уличенных в таком поступке. Детские психологи объясняют, что практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. И очень важно, как поведут себя родители в этой ситуации, если такое произошло с ребенком в первый раз (или мы заметили это в первый раз).