знаменитые женщины


Ирина Баронова. Почему российская прима-балерина не жила в России?

13 марта 1919 года, 90 лет назад, в холодном и голодном Петрограде, в семье колчаковского офицера Михаила Баронова родилась дочь, которую назвали Ирочкой. Как такое возможно, спросите вы? Дело в том, что к моменту рождения дочери ее отец был, как и многие мужчины того времени, «на фронте». Где и за кого он воюет, доподлинно известно не было. А вот его жена, мать Ирочки, хлебнула горя ничуть не меньше. Ее отец, генерал Александр Вешняков, проживавший в столице Российской империи с женой и пятью детьми, наотрез отказался служить Советской власти. Даже советником. За что и попал в «расстрельные списки».

Каким-то чудом Михаилу удалось отправить на берега Невы весточку о том, что он находится в Одессе и просит супругу Лидию с дочерью поскорее прибыть к нему. Каким образом молодой женщине с малышкой удалось пробраться через несколько линий фронта и районы, где банды «зеленых», «синих», «черных» и прочих анархистов грабили поезда, тоже остается загадкой. Но, тем не менее, в Одессе в конце 1919 года воссоединение семьи произошло.

Михаил не скрывал радости. Когда он впервые в жизни поднял дочурку на руки, разве он мог предположить, какое блестящее будущее ее ожидает? Что встречи с ней будут добиваться такие культовые фигуры ХХ века, как Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Анри Матиcс, Марк Шагал, Игорь Стравинский, Марлен Дитрих, Чарли Чаплин, Адольф Гитлер и многие другие? Нет, в тот момент Михаила мучила только одна мысль, чем накормить завтра девочку, как уберечь в этом всепожирающем пламени Гражданской войны, обеспечить ее право на существование…


Одри Хепберн. Ни любви, ни шоколада

Ее называли принцессой, феей, эталоном стиля, королевой красоты. А кем она была, эта Хепберн, с трогательно-наивной улыбкой и огромными глазами? Разве она просто красива? Ведь этого мало. У нее было обаяние, изящность девочки из волшебной сказки. Тонкой и другой, так отчаянно не похожей на других. С таким взглядом, будто она ждала, что кто-нибудь возьмет ее за руку и отведет во дворец.

Ее первым дворцом был дом в Брюсселе, там вечно ссорились мать с отцом, а она почему-то обвиняла в этом себя. Как ее глазам не быть печальными, если вместо любви она ела шоколад? А вместо материнской ласки получала наставления, что настоящая леди не может весить более 45 кг, иначе никто не будет ее любить. Так Одри лишилась шоколада. Она просила отца не оставлять их, обещала быть хорошей, но он ушел, объяснив, что, какой бы хорошей она ни была, это ничего не меняет.

Началась война. И юная Эдда Кэтлин ван Хеемстра Хепберн-Растон узнала, что такое нужда. Фамильный особняк графини ван Хеемстра в Анреме, куда они переехали, стал штабом немецких войск. Там Одри научилась забывать о страхе и еде. Но разве возможно забыть о любви? Когда она так нужна, а ее почему-то нет…


Корона и терновый венец. Дева Луны Анна Ахматова

Анна Ахматова про себя говорила, что родилась в ночь с 23 по 24 июня, "в ночь на Ивана Купалу, в таинственную, колдовскую ночь, когда расцветает папоротник, действуют чары и снимаются заклятья". Был конец XIX века, 1889 год.

В 15 лет Анна с матерью посещает место своего рождения – дачу Саракини в пригороде Одессы, которую помнить не могла – ее увезли оттуда совсем маленькой. "Здесь когда-нибудь будет мемориальная доска", - сказала Анна маме. "Боже, как плохо я тебя воспитала", - огорчилась мать. В воспоминаниях Анна пишет, что не была тщеславна и слова о доске были всего лишь глупой шуткой. Но думается, это был один из тех моментов, когда человек может предсказать будущее.

Анна была непростым ребенком: она умела угадывать события, видела вещие сны, любила спать в комнате, залитой лунным светом, а с 10 до 14 лет страдала лунатизмом.


Джина Лоллобриджида. Жизнеописание неветреной особы

Отвечая на постоянные вопросы, о том настоящая ли это фамилия, Джина Лоллобриджида вздыхала: «Разве такое можно изобрести?» Она родилась 4 июля 1927 года в семье плотника в предместье Рима и уже в три года была признана самым красивым ребенком Италии. Но когда после войны ей пришлось помогать родителям, в отличие от трех своих сестер она не пошла статисткой в кино, а стала рисовать на улицах Рима портреты и шаржи и даже поступила в Академию изящных искусств по классу скульптуры.

Но денег все это приносило мало, и, поддавшись на уговоры мамы, она пошла на пробы. В 1946 году состоялся ее дебют в кино: она снималась как статистка в эпизодических ролях в фильмах «Черный орел», «Любовный напиток», «Лючия Ламмермур», «Преступление Джованни Эпископо».

Но настоящий путь к рампе в то время начинался только с карьеры фотомодели и манекенщицы, то есть с победы в конкурсе красоты. И вот в 1947 году Джина занимает второе место на конкурсе «Мисс Рим», но зрители стоя аплодируют красавице так долго, что жюри в конце концов дает ей возможность пойти дальше и выступить на конкурсе «Мисс Италия». Но и там ее постигает неудача – побеждает будущая звезда кино Лючия Бозе. Но ее лицо теперь известно всей Италии, она получает небольшие роли – в фильмах «Паяцы», «Набат», «Ансельмо навеки».


Сара Бернар. Творя миф своей жизни

По парижским улицам 26 марта 1923 года плыл розовый гроб. В нем покоилась актриса Сара Бернар, ушедшая со сцены этой жизни на семьдесят девятом году от роду. Свои похороны она отрепетировала и молодых актеров, которым была доверена ценная ноша, тоже «назначила» сама.

Советская театральная энциклопедия настаивает на том, что Сара Бернар родилась 22 октября 1844 года в семье инженера. Действительно, инженер Эдуард Бернар признавал себя отцом малышки, но, возможно, он ошибался и рождена Сара была от морского офицера Мореля. Мать Сары, красавица Юдифь, которую в семье звали просто Юля, приехала в Париж из Голландии. Дочь состоятельного оптика-еврея, она имела своевольный характер, редкую красоту и множество веселых сестер. Отец Юли рано овдовел, и девочки, едва подросли, бросились врассыпную в поисках радостей жизни. К шестнадцати почти все они обзавелись потомством.

Сара родилась слабенькой, врачи обещали ей короткую жизнь и больные легкие, поэтому ее юная мать, не особо сокрушаясь, отдала девочку в деревню кормилице-бретонке, занявшись другими делами, однако исправно присылала Саре «что-нибудь вкусненькое». Кормилица любила девочку, нежно звала ее «Пеночкой», своих детей у нее не было, но был парализованный муж. Как-то женщина ушла в поле собирать картошку, оставив малышку в высоком креслице с затвором. Сара заскучала и решила выбраться. Только вместо каменного пола она скользнула прямо в горящий камин. На крики старика прибежали соседи и, вынув дымящуюся Сару из огня, опустили в ведро с парным молоком. Потом ей делали непрерывные масляные обертывания – и чудо свершилось: у девочки не осталось ни одного рубца. Тогда-то и появились в ее жизни мама и стайка нарядных тетушек, правда, ненадолго. «Пеночку» с кормилицей перевезли в Париж. Там бы следы ее и затерялись, так как Юля снова исчезла, заменив себя посылками с шоколадом, если бы не новая драма.