Иногда мы словно нутром чувствуем, что нас обманывают, лишают того, что принадлежит по праву, по закону. Но отсутствие элементарных знаний о своих правах часто приводит к тому, что мы переплачиваем деньги, остаемся с некачественным товаром и пр., а уж о потерянных нервах и здоровье, испорченном настроении и говорить не приходится.
Умом понимая, что необходимо знать и изучать свои права, все равно раз за разом оказываемся беспомощными во вроде бы простых ситуациях. Например, возьмем закон о потребителях. Вы знаете, какие мета права в соответствии с ним?
В России действует Федеральный закон «О защите прав потребителей». Там-то как раз о ваших правах все и сказано. Оказывается, покупатель имеет право, то есть, может требовать, обменять в магазине пальто, костюм, джемпер, кофту, шапку и шляпу, платье и сумку и вообще, любые другие такие же товары, кроме чулок и носков, белья и постельных принадлежностей, если они не подошли по форме, фасону, расцветке или размеру. При этом нужно только соблюдать некоторые правила: так, вещь, которую вы хотите обменять, не должна побывать в употреблении или оказаться грязной, обязательно надо сохранить фабричный ярлык и товарный или кассовый чек.
Безусловно, все это удобно, тем более что и срок законом предусмотрен большой – в магазин по поводу обмена покупки можно обратиться в течение 14 дней после того, как вы ее сделали. За это время вы спокойно рассмотрите приобретенную вещь, примерите, посоветуетесь с родственниками или с подругой. Или, например, вы получили вещь в подарок, а она не подходит по размеру. Так могут быть обменены вполне хорошие, доброкачественные товары, не имеющие дефектов, а просто не подошедшие вам или разонравившиеся.
А как вам поступать, если в приобретенной вещи обнаружились дефекты? Для товаров, рассчитанных на длительное использование, обычно в приложенных к ним рекомендациях или правилах употребления, на фабричном ярлыке и т. п. указан гарантийный срок. Такой период времени, на который распространяется гарантия, бывает разным: три, и два, полтора года, и год, н не менее полугода.
На протяжении всего этого времени, которое исчисляется со дня продажи, завод, который изготовил вещь, или специальная мастерская должны произвести ее бесплатный ремонт. Если же отремонтировать не удалось, покупатель вправе обменять купленную вещь. Право на обмен возникает у покупателя и тогда, когда в течение гарантийного срока обнаружены дефекты в вещи, которую уже однажды ремонтировали.
Взамен товаров, оказавшихся недоброкачественными, вы имеете право получить новые товары такой же марки. Причем, по вашему желанию вам обязаны предоставить возможность приобрести товар и другой марки, например, вместо обычного телевизора плазму или ЖК. В этом случае разницу в цене, если выбранный товар дешевле, выплачивают покупателю. А если вы выбрали товар дороже, то, соответственно, производите доплату. Вы имеете право выбрать и третий вариант: потребовать возврата уплаченных денег.
Федеральный закон «О защите прав потребителей» - это защита ваших прав! Но, чтобы воспользоваться ею, вам, конечно же, нужно знать законы.