Слава пришла к ним поздно, они никогда не играли романтических барышень и нередко снимались только в эпизодах, однако, по популярности они могли составить конкуренцию многим актерам первого плана. Эти актрисы доказали, что зрительская любовь не зависит ни от количества главных ролей, ни от количества фильмов, ни от возраста.
Мы знаем их по блистательным ролям мам, бабушек, тетушек и соседок главных героев, и каждая роль запоминалась надолго благодаря необычайному обаянию и характеру этих актрис.
Самая знаменитая «бабушка» советского кино не имела актерского образования — мастерству она училась у своего отца, актера Ивана Пельтцера. Всенародная слава к театральной актрисе пришла только в 49 лет, когда на экраны вышла киноверсия спектакля «Свадьба с приданным». Ее картежница и самогонщица Лукерья сразу полюбилась зрителям, и с 1953 года Пельтцер начала активно сниматься в кино. Ей не доставались главные роли, но зрители любили ее даже эпизодических героинь. Нет ни одной актрисы, у которой в фильмографии было бы столько ролей энергичных пожилых женщин: «Укротительница тигров», «Максим Перепелица», «Солдат Иван Бровкин» и «Иван Бровкин на целине», «Анискин и Фантомас», «12 стульев», «Вам и не снилось», «Формула любви», «После дождичка в четверг» и еще десятки и десятки фильмов.
Мария Гавриловна Савина [30 марта (11 апреля) 1854, Каменец-Подольск - 8 (21) сентября 1915, Санкт-Петербург], русская драматическая актриса.
Дочь провинциальных актеров Г. Н. и М. П. Подраменцовых, выступавших под псевдонимом Стремляновы. Юная актриса также начинала свою карьеру как Стремлянова, но после того как вышла замуж за актера Н. Н. Славича (по театру Савина), навсегда оставила себе после развода (1874) его сценическое имя, под которым и вошла в историю театра.
Впервые выйдя на сцену семилетним ребенком, уже в пятнадцать являлась профессиональной актрисой. В своих мемуарах "Горести и скитания" (1883, изданы в 1927 году) Савина поведала о своих скитаниях по провинциальным сценам, о встречах с артистами, заменившими ей театральную школу, среди которых наибольшее влияние на нее оказали А. И. Шуберт и П. М. Медведев, самый серьезный и культурный антрепренер тех лет. В его труппе, приобретя подлинные профессиональные навыки, она получила известность.
Отец отговаривал дочь от поступления в театральный институт. Говорил: «Ну какая из тебя актриса! Вот медик или филолог - это твоя профессия!» Но, отучившись в медицинском, приняв 15 родов и поступив на филологический, Быстрицкая всё равно сделала по-своему и ушла в актрисы.
В Киевском институте театрального искусства Быстрицкая также отличилась своей строптивостью и непримиримостью, да так, что вылетела из комсомола. 21 января 1953 года в стране был траур - 29-я годовщина со дня смерти Ленина. По этому случаю Быстрицкая должна была перед студентами прочесть «Сказку о Ленине». Элина подошла к заданию очень серьёзно, репетировала, даже стоя за кулисами, где её и настиг один из студентов. Он на цыпочках подошёл сзади к увлечённой «Сказкой» Быстрицкой и дунул рядом с её ухом в свисток. Реакция была мгновенная. Студент получил такую пощёчину, что не удержался на ногах. Некоторые преподаватели, видевшие это происшествие и недолюбливающие Быстрицкую, решили воспользоваться моментом и написали на неё жалобу. Элину обвинили в хулиганстве и предложили перейти в харьковский институт. Она и здесь показала свой характер: «Если вы меня отчислите, то ищите меня на дне Днепра». В институте её оставили, хотя из комсомола всё-таки исключили - «чтоб спесь сбросить».
Красавицу-актрису очень быстро позвали в кино. На съёмочных площадках не обошлось без скандалов. Быстрицкая снималась в «Неоконченной повести» вместе с Сергеем Бондарчуком. По сюжету актёры должны были играть любовь, но мало кто знает, что в жизни они, мягко говоря, недолюбливали друг друга. Ещё во время работы над фильмом «Тарас Шевченко» Бондарчук прилюдно оскорбил Быстрицкую. И она ему этого не простила. Накал страстей во время съёмок «Неоконченной повести» дошёл до того, что Быстрицкая собралась уйти из картины. Режиссёр пообещал, что все крупные планы будет снимать без участия Бондарчука.
Спрашивать о том, сколько в Швеции людей, носящих фамилию «Густафссон», такое же бессмысленное и нелепое занятие, как задаваться вопросом, сколько в России живёт Ивановых - их очень много. Поэтому когда в сентябре 1905 года в семье стокгольмских бедняков Карла и Анны Густафссон родилась девочка, названная Грета Ловиса, конечно, никто не мог и мысли допустить, что на свет появилась одна из величайших звёзд мирового кино, одна из женщин, символизирующих собой XX век. Может быть, выдержанная в лучших традициях «голливудской мечты» история (которая по-русски именуется «из грязи в князи») уже надоела и кажется неправдоподобной, но к Грете Густафссон она имеет прямое отношение.
Когда девочке исполнилось 13 лет, умирает её отец и семья оказывается на грани нищеты. Так что на Грету волей-неволей возлагается обязанность зарабатывать себе на пропитание. Что она и делает, работая сначала уборщицей в парикмахерской, потом в банке, а затем устраиваясь продавщицей в один из крупнейших стокгольмских универмагов.
Здесь в 1920 году судьба совершает первый оборот своего волшебного колеса: владельцу магазина нужна была реклама новой коллекции шляпок и он решил использовать в качестве фотомоделей симпатичных продавщиц. Нужно ли говорить, что самой очаровательной, самой фотогеничной, самой естественной в кадре была Грета Густафссон?
Она любила слова писателя Ф. Кафки: «Стой под дождем, пусть пронизывают тебя его стальные стрелы. Стой, несмотря ни на что. Жди солнца. Оно зальет тебя сразу и беспредельно».
Людмила всех поражала своей энергией, задором и живостью. Сложно сказать, что она не умела делать. Актриса играла в теннис, вязала, танцевала и пела, занималась переводами пьес с английского языка, а уж о ее хлебосольстве знали все друзья. Когда Целиковской было трудно, она как маленькая начинала плакать. Потом робкая улыбка появлялась на ее лице. Можно было не сомневаться в том, что выход Людмила уже нашла...
Люда родилась 8 сентября 1919 года, 90 лет назад, в Астрахани в семье, где она была любимым ребенком. Ее отец, заведующий музыкальной частью в местном театре, мать – оперная певица, мечтали, что дочь пойдет по их стопам. Но ее музыкальная «карьера» не сложилась с самого начала. В детстве Люда часто болела, ей не подходил местный климат. Едва дочери исполнилось 6 лет, семья переехала в Москву.