А.С.Макаренко говорил: "Игра имеет большое значение в жизни ребенка, практически то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре".
Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на пустое времяпрепровождение. И им безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребенок не приставал к ним, не беспокоил, не отвлекал от взрослых важных дел.
"Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало", - рассуждают они. Такое отношение к играм детей глубоко неверное, ошибочное. Прежде всего, потому, что игра имеет огромное значение в воспитании детей, вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике ребенка.
Воспитание детей – процесс длительный и требующий постоянного внимания. Тогда вы не пустите времени, когда ваш ребенок начинает меняться, проявлять какие-то новые черты, связанные с взрослением. Так, многие родители замечают, когда их ребенок начинает осознавать себя как личность, как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями.
В раннем возрасте дети лишены этого ощущения. Долгое время ребенок не осознает, что люди остаются одними и теми же в разной обстановке. Ему трудно осознавать себя отдельной личностью. Отношение к себе дети копируют с взрослых. Они называют себя, по имени, обращаются в третьем лице, беседуют сами с собой.
Осознание обычно происходит к трем годам. Ребенок становится все более самостоятельным, он может многое делать сам, обходясь без помощи взрослых, у него появляются навыки самообслуживания. Это выражается и в том, как он начинает говорить о себе: «Я бегаю», «Возьми меня», «Дай мне». Таким образом, он начинает отделять себя от других людей.
Что такое капризы? Почему они возникают, каковы их причины? Как с ними бороться? Пожалуй, отвечать надо с последнего вопроса, хотя ответ и может показаться парадоксальным: не надо бороться с капризами, ибо ребенок видит внимание к своим выходкам и это усугубляет положение, поощряет малыша к новым проявлениям своеволия. Бороться надо не с капризами, а с их причинами, устранять обстоятельства, порождающие их.
...По улице шла женщина с ребенком. В витрине с игрушками мальчик увидел подъемный кран.
- Купи! - потребовал он.
Утром, когда я иду на работу, впереди частенько идут папа с сынишкой. Я не первый раз вижу обоих – уже узнаю. Каждое утро отец весело разговаривает с сыном, отвечает на вопросы или рассказывает сказки. Они никогда не молчат, думая каждый о своем. Они общаются, причем с упоением и восторгом с обеих сторон.
Иногда, спотыкаясь, мальчишка старался забежать вперед, чтобы не упустить выражения папиного лица. А отец, совсем еще молодой, вдохновенно размахивая руками, рассказывает сказку, входя в роль, менял голоса и походку, раскованно и радостно чувствуя себя наедине с сыном.
Конечно, отец, как все, спешил на работу, но он не тянул (как это часто видишь) сынишку за руку и вместо стандартного «утреннего набора» указаний «умойся, оденься, скорее, опаздываем, ешь, застегни», наверное, говорил совсем другое, дружеское и доброе. И мальчик сам торопился, чтобы «выиграть» минуты для общения с отцом, минуты, важные и дорогие для обоих.
«Я человеку подарила мир, а миру подарила человека...» - я уже не помню, кто автор стихотворения, строчки из которого до сих пор в памяти. Но если вдуматься в них, то отчетливо понимаешь, насколько они серьезны и правильны, с одной стороны, и какую огромную ответственность возлагают на нас, матерей, с другой.
Мама… Она есть всегда, с первого мгновения жизни рядом. Это единственный человек, который любит и принимает тебя таким, какой ты есть на самом деле. Может быть, это самое главное в матери? Но чем старше ты становишься, тем отчетливее понимаешь, что главное в материнской любви не сама любовь, самозабвенная, самоотреченная, а понимание, проникновение в суть, доверие, то есть принятие своеобразия и неповторимости растущего человека - без давления, подчинения его намерениям взрослого.
«Самая главная обязанность матери - понимать. Мать, не понимающая своего ребенка, - трагедия.