Экономические трактаты и статьи в большинстве своём представляют экономику, как некую объективную субстанцию, как физику, химию – то есть нечто, существующее помимо человека (хотя и в связи с ним), и изучаемое человеком. В то время, как экономика всего лишь производная деятельности человека, и выбрасывать интересы огромных слоёв населения из сущности рассуждений о ней также нелепо, как, к примеру, охотиться в зоопарке, или на основании филологического анализа с пустым щеголяньем терминами судить о качестве стихотворения. Отсюда убеждение, что нравственная экономика невозможна по сути – мол, пряников не хватает на всех, с кнутом же всегда дело обстоит лучше.
В то время, как суть экономики – суть, каковой она должна быть, суть в приближении к идеалу – сделать достойным существование всех людей, всех, сколько их не будь, вне деления на классы, прослойки и проч., обеспечить им сносное материальное существование ради необходимейшего духовного роста и умного творчества всякого.
Узел завязан крепко. Сложно представить нувориша, обеспокоенного жизнью сограждан, если только это не сулит ему новые барыши. И в ближайшее время вряд ли придётся стать свидетелями экономического чуда – не в смысле процветания производств, а в сфере экономики взаимопомощи, экономики, организованной умно и щедро.
К примеру, так называемая «жёлтая пресса» - казалось бы, нет ничего проще устранить этот мерзкий поток пустых сплетен и пересудов. Любой компетентный совет психологов, собранный на правительственном уровне даст заключение о вреде оной прессы, наносимом ею душам сограждан, забивающей их мозги галиматьёй… А дальше – нет, не надо никаких репрессий, просто следует принять закон об огромном, разорительном штрафе за публикацию информации о частной жизни так называемых «звёзд» (подлинные звёзды человечества – Конфуций, Данте, Бах, Леонардо да Винчи, Достоевский, - так что неудобно как-то обозначать этим словом всевозможных деятелей шоу-бизнеса, спортсменов и крикливых политиков).
Если кому-то угодно анализировать «творчество» очередного безголосого певуна, в которого вложены огромные деньги – пожалуйста, но если появляется информация о его любовницах, дебошах, машинах и проч. – на издание налагается огромный штраф.
Таким образом, можно, казалось бы, легко очистить и осветлить пространство, убрав из него «жёлтую прессу», но… дальше вступает партия денег, плюс рассуждения псевдоэкономические и псевдофилософские о потерянных доходах, подавленных свободах и проч.
Пронизать экономику нравственным пафосом, осветлить её светом взаимопомощи и состраданья – дело не прагматиков, всегда стоящих у власти, и, значит, увы, дело не сегодняшнего дня, но утверждать, что нравственная экономика невозможна вовсе, так же нелепо, как, имея множество свидетельств существования иных миров и жизни после смерти, продолжать утверждать, что жизнь наша – короткий отрезок между двумя потоками тьмы, и делать из этого вывод – бери от жизни всё!