В начале восьмидесятых в парке на улице Усиевича, что неподалеку от станции метро «Аэропорт», часто прогуливалась пожилая женщина. Иногда компанию ей составляли соседки. И тогда она говорила: «Я слышу, как у меня на балконе шелестят листья. Почему они шелестят? Ведь там нет деревьев». Спутницы лишь пожимали плечами. Никто не знал ответа. А к незнакомым прохожим женщина обратиться не могла. Вдруг они узнают в бедной седой старушке знаменитую Клавдию Шульженко?
Интересно, что в начале XX-го века положение эстрадного артиста, как и всей эстрады в целом, было весьма незавидным. В те годы эстрадное искусство приравнивалось к цирковому, сугубо развлекательному жанру, от которого ждать чего-либо серьезного было просто неуместно. Эстрадные артисты выступали в пивных, естественно приспосабливаясь к вкусам пирующих. Даже в официальных документах значилось: «Пивная эстрада».
Конечно, она никак не вязалась с принципами советского искусства, и, разумеется, против подобных «концертов» не раз выступала общественность. Но, как писалось в журнале «Цирк и эстрада» (1928 г.), «прекращение работы эстрадников в пивных вызвало бы большую безработицу, и Центропосредрабис, как орган, распределяющий работу, считает эту меру преждевременной».
Людмила Сенчина – это совершенно уникальная певица. Ее голос, манера исполнения, репертуар – все это четко выделяло эту самобытную артистку среди других исполнительниц. Это певица, каких больше нет. Каким путем она пришла на эстраду? Как сформировался ее творческий стиль? Узнать обо всем этом вам поможет биография, посвященная одной из самых ярких певиц в истории СССР и Украины.
Людмила Петровна Сенчина
Будущая звезда советской эстрады появилась на свет в небольшой деревеньке под названием Кудрявцы, что в Николаевской области Украины. По словам самой певицы, настоящей датой ее рождения является 1950-й, а не 1948-й год, как указанно в документа, так как ее отец попросил внести некоторые коррективы в свидетельство о рождении при регистрации дочери – хотел, чтобы она раньше вышла на пенсию. Имя девочке и вовсе дали в 4 года, до этого родители звали ее просто «Доця».
Эта великая оперная дива примерила на себя около полторы сотни образов. Она считается национальной гордостью Испании, а перечень ее званий и наград займет много страниц. У нее множество орденов и медалей, а кроме того она получила негласное звание "певицы с золотым сердцем" — благодаря своей широкой благотворительной деятельности в мире. Блестящие роли в операх "Мария Стюарт" и "Лукреция Борджиа", "Тоска" и "Адриана Лекуврер", "Саломея" и многих-многих других… "В самом ее голосе уже заключается обещание рая", - говорят музыкальные критики, добавляя, что во время пения "кажется, что она вся растворяется в звуке".
Наверное, вы уже догадались, что речь идет о легендарной Монтсеррат Кабалье.
Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фолк (таково ее полное имя) появилась на свет 12 апреля 1933 года, в очень бедной семье. Отец в то время работал на предприятии химических удобрений, а мать Анна — везде, где только удавалось найти работу. Родители дали своей дочери имя по названию местной священной горной вершины (там находится монастырь, носящий имя Богоматери, называемой каталонцами святой Марией Монтсеррат). В семье царила беспросветная бедность… Одноклассники не упускали случая поддеть молчаливую Монтсеррат, каждый раз приходившую на занятия в одном и том же платье.
Она на десятилетия пережила пик своей славы. Когда ей в пятьдесят два года довелось по случаю выступить в Париже, на зрителей она произвела впечатление древней развалины. Ее былая соперница Генриетта Зонтаг, которая, напротив, на пороге преклонного возраста праздновала триумфальное возвращение на сцену, писала по поводу ее выступления: «Она вызвала у меня слезы печали и стыда... Это была настоящая пытка музыкой». При этом Зонтаг никак не заподозришь в профессиональной зависти, потому что берлинцы еще десять лет назад преклонялись нимбу славы Пасты, а не ей самой. Но вот еще десятью годами раньше Джудитта Паста была королевой вокала среди княгинь.
В короткий период своего царствования, приблизительно с 1824 по 1832 год, она была примадонной в буквальном смысле этого слова. Ее славили Милан, Париж, Лондон; в честь Джудитты выбивали медали с ее изображением. Она была поднята на недосягаемую высоту, и всем молодым претенденткам на трон королевы вокала приходилось мириться с тем, что при попытках исполнять роли из обширного репертуара Пасты их неизменно сравнивали с ней. Она установила масштаб, по которому оценивалось исполнение партий Семирамиды и Дездемоны Россини, Нормы и Сомнамбулы Беллини.
Разумеется, ее соперницам, жившим в эту эру блистательных примадонн, вскоре удалось чем-то ее перещеголять. Зонтаг превосходила Пасту чистотой звука, Малибран — гениальным комедийным темпераментом. Но Пасте принадлежит та неоспоримая заслуга, что она, на несколько лет опередив свое время, внесла новшество, которое с воодушевлением приветствовала даже столь требовательная дама, как Шрёдер-Девриент. В 1831 году Шопен, весь во власти чар Марии Малибран, с восторгом писал из Лондона: «Сейчас первой в Европе бесспорно следует считать не Пасту, а Малибран (Гарсиа)». Отвергая приоритет Пасты на тот момент, Шопен тем не менее признал ее первенство в прошлом.
Тончайший аппарат человеческого голоса вполне возможно рассматривать, как доказательство существования Бога: доказательство от искусства, не единственное, но весьма яркое.
Значимое в искусстве – то, что позволяет душам ощутить парение, прикоснуться к бесконечному пространству небес, столь утилитарно воспринимаемых нами…
И опера тут – одно из первых искусств.