Когда она родилась, юная мама Елена, вспомнив героиню любимой книжки «Четвертая высота» Гулю Королеву, нарекла доченьку этим ласковым, как голубиное воркование, именем. По крайней мере, мне бы хотелось так думать. Воспитывалась Елена со старшей сестрой Ириной в детском доме, и воспитательницы, наверное, читали детям о подвиге Гули, хотя, может быть, все складывалось более прозаически…
Отца у Гули не было. Вернее, он где-то существовал, но за пределами зыбких границ ее младенческой жизни. И вот однажды, когда девочка уже крепенько держалась на ногах, появился папка. Откуда ей было знать, что родненьким этот незнакомец станет не сразу. А пока она изредка видела, как в их тесную однокомнатную квартирку приходил с мамой человек, который вполне мог быть ее отцом. В такие минуты мама звонко смеялась, была веселой, озорной и немного бесшабашной.
Но были дни, когда она на всю ночь уходила из дома, и Гуля оставалась одна-одинешенька. Что делал ребенок в пустой квартире: как она сумерничала, примостясь у окна, в ожидании мамочки, как шарила по столешнице в поисках корочки хлеба, как сжималась от страха, пугаясь шорохов и скрипов в соседней квартире, в подъезде, на улице - одному Богу известно. Прошло более восьми лет, и вряд ли Гуля, воспитанница детского дома, смогла бы припомнить давние кошмары одиночества. Впрочем, детская психика – тайна за семью печатями.
Если у вас есть ребенок, то вы уже знаете, как он любит задавать самые разные вопросы, причем на некоторые ответить бывает очень трудно, если вообще сходу приходит в голову, как это сделать. Но детские вопросы – это попытки ребенка узнать мир, понять его, расширить свой кругозор, научиться жить среди людей. А потому родители должны очень внимательно относиться к детским вопросам, не отмахиваться от них, не обманывать и не придумывать невероятные истории, которые вскорости будут опровергнуты самой жизнью.
О важных вещах с детьми разговаривать все равно придется, поэтому лучше заранее продумать, в какой форме преподнести детям важную информацию, чтобы, с одной стороны, это было понятно и доступно, а, с другой, не обманывать их и не травмировать детскую психику. Если вы сами не можете найти удобную форму, стоит посоветоваться с детскими психологами или почитать соответствующую литературу.
Одна из самых серьезных тем для разговора с детьми – это смерть людей. Когда ребенок впервые сталкивается с этим, он просто не понимает, что происходит. Если сразу рассказать правду, маленькие дети могут испугаться и начать думать о смерти, как о плохом событии, которое может случиться с ними в любой момент. В таких случаях у детей страхи нарушают сон, аппетит и могут перерасти в неврозы.
Сегодня возникло у меня желание поведать некоторые истории про моего любимого внука, мальчонку совершенно удивительного, чрезвычайно неординарного, просто необычного. Представьте себе забавного мальчишку с жёсткими и густыми ярко-рыжими, кудрявыми волосами на смышлёной головке. Человечек он просто замечательный - красивый и, к тому же, большой умница. Он у нас заядлый спортсмен – таэквондист и «морж». Учится во втором классе и вдобавок круглый отличник. Любой разговор с ним просто неповторим. Поверьте, честное слово, ничего не сочиняю.
Знаю, знаю - при прочтении первых же строк, вы сразу заявите, что все мы, бабушки, сдвинуты на любви к своим внукам. Что ж, я и спорить с вами не стану. Конечно, соглашусь, это соответствует действительности. И трудно объяснить наше совершенно потрясающее состояние: умиление и восхищение, которое можно выразить одним, ныне модным словом, - «отпад». Слов и эмоций уже не хватает, чтобы описать удивительное умение внуков нас постоянно удивлять, а нам их бесконечно любить.
Жаль только, что не каждый день они нас радуют и являются примером по жизни. А сколько времени, внимания и здоровья уходит у их родителей для достижения неких передовых умений своих детей. Кто спорит? Так уж по жизни идёт - каждый родитель вкладывает частичку себя, чтобы получился достойный результат. И всё же я не о нас, родителях и бабушках. Я очень хочу говорить сегодня именно о своем внуке.
Никто из родителей не учит детей врать, хитрить, сочинять, изворачиваться. Напротив, слова – «обманывать нехорошо, нельзя врать» дети слышат регулярно, но, тем не менее, многие родители столкнулись с тем, что ребенок не просто обманывает, наделает так умело и виртуозно, словно учился этому с рождения.
Что делать: ругать, наказывать? Наверное, правильнее будет сначала понять, зачем, почему ваш ребенок это делает. А уже потом, в зависимости от найденной причины, вы и решите, как поступить с маленьким обманщиком.
Иногда за обман родители принимают буйную фантазию ребенка. Например, он рассказывает своим друзьям, что его родители ему не родные, нашли его в лесу, а на самом деле оставили инопланетяне. Дома совершенно серьезным видом и горящими глазами ребенок сообщает, что на школу напали бандиты и взяли детей в заложники. Родители понять не могут, откуда это берется?! А у ребенка просто развитое воображение, которое стоит направить в нужное русло, например, записать его в художественную школу или театральную студию. Детям постарше можно предложить записать свои фантазии, чтобы получилась интересная книжка – пусть фантазирует.
Было это давно - когда деревья были большими, небо – синим, трава – зеленой, а нашей дочке было 2 или 3 года. Очень мне хотелось купить ей или трактор, или велосипед о трех колесах, или что-то подобное – уж очень ей хотелось такой! Но никак у нас ничего не получалось – или денег нет, или в Детском Мире таких игрушек нет уже.
И вот как-то раз, позвонила я в ближайший Детский Мир, а мне и отвечают – есть тракторы! Есть, но осталось мало. Поняла я, что, когда наступит суббота, и муж сможет поехать с нами, то вожделенные тракторочки будут все раскуплены, а мой ребенок опять будет зачаровано смотреть на других детей.
Что же делать? И денег, как на грех, нет. Помните, раньше многие собирали деньги в бутылки из-под шампанского? Гривенники в горлышко пролазили свободно. Говорят, получалась в полной бутылке порядочная сумма. Не знаю, не могу сказать - у нас все копилки постигала судьба лютая и жуткая – громили мы их, едва начав копить.