они вошли в историю


Женни Маркс фон Вестфален

Иоганна Берта Юлия Женни фон Вестфален происходила из прусской аристократии. Ее дед с отцовской стороны был советником и секретарем герцога Фердинанда Брауншвейгского, а затем его фельдмаршалом. Ее бабушка принадлежала к высшему дворянству Шотландии.

Отец Женни, Людвиг фон Вестфален, был образованнейшим человеком: говорил на нескольких языках, хорошо знал и ценил литературу и считался в своем кругу либерально настроенным человеком. Молодой Маркс находился под влиянием старика Вестфалена и относился к нему с величайшим уважением. Закончив свою докторскую диссертацию, он написал в посвящении: «Дорогому отцу и другу... в знак сыновней любви». Как утверждает автор книги «Женни Маркс» немка Луиза Дорнеман, отцы Женни и Карла Маркса были очень дружны. Их дети росли вместе, играли в саду дома семьи Вестфаленов.

С двенадцатилетнего возраста Карл вместе с братом Женни, Эдгаром, начал посещать гимназию; Женни исполнилось шестнадцать, и ее стали вывозить в свет. В то время в аристократических семьях девушек такого возраста уже выдавали замуж, и родители Женни тоже рассчитывали, что она, сделав хорошую партию, сможет занять высшее положение в обществе.


Мари Тюссо и ее фигуры

Основательница музея восковых фигур мадам Мари Тюссо родилась в Страсбурге 1 декабря 1761 года в семье Анны-Марии и Иоганна Гроссхольца, немецкого происхождения. Вскоре Иоганн узнал, что настоящим отцом девочки являлся ее дядя скульптор Филипп Вильгельм Куртиус. Тогда он ушел из семьи, оставив дочери только имя. Для Мари это стало одновременно удачей и несчастьем, так как фамилия Гроссхольц принадлежала к презираемой касте палачей. Детские годы она провела в Берне, а потом, убегая от бедности и нужды, вместе с матерью перебралась к Куртиусу в Париж.

Когда Мари исполнилось 9 лет, отмечалась свадьба наследника престола Людовика с Марией Антуанеттой, и Куртиус решил воссоздать образы новобрачных в натуральную величину из воска.

Идея удалась, после чего скульптор купил небольшую лавку, в которой начал выставлять свои произведения, а Мари стала обучаться искусству лепки (именно ей пришлось снимать посмертную маску Жан-Жака Руссо).


Малая и Великая Екатерина Дашкова

Увы, сейчас немногие с ходу вспомнят эти стихи, посвященные княгине Екатерине Романовне Дашковой (1743–1810), урожденной графине Воронцовой:

Это Михаил Матвеевич Херасков написал с благодарностью за все то, что княгиня, возглавлявшая обе отечественные академии, сделала для российской словесности.

И Петербургская академия наук, и Российская академия более десяти лет развивались под руководством ученой дамы. Если И.И.Шувалов справедливо считается крупнейшим русским меценатом просвещения XVIII века, то Е.Р.Дашкова была для нашего просвещения крупнейшим организатором.


Полина Гебль — французская модистка и русская жена опального декабриста

Полина Гебль была женой декабриста и женщиной с большой буквы. Как сказал классик "есть женщины в русских селеньях", но оказалось, что настоящие женщины есть и во Франции. Она полюбила русского дворянина и бросив все уехала за ним в Сибирь, как и многие жены декабристов. Но историю Полины Гебль и ее мужа, декабриста Анненкова, можно назвать самой поэтичной. Эта сказочная, все превозмогающая любовь стала не только темой разговоров в великосветских салонах того времени, но и сюжетом для романа Александра Дюма «Учитель фехтования» и оперы А. Д. Шапорина «Декабристы» (ее первая редакция называлась «Полина Гебль»).

Полина Гебль родилась 10 марта 1800 года в Лотарингии, в замке Шампаньи в аристократической семье, которая во время Французской революции была лишена как социальных, так и материальных привилегий. Только в 1802 году не без помощи друзей отец Полины Жорж Гебль был принят на службу в наполеоновскую армию, что позволило его семье несколько лет прожить в относительном достатке. Но вскоре он погиб в Испании и семья Гебля снова осталась без средств к существованию.

Полине и ее сестре пришлось зарабатывать на жизнь рукоделием. А когда Полине исполнилось 17 лет, она поступила продавщицей в модный дом в Париже. В 1823 году она приняла предложение торгового дома «Дюманси» и поехала работать в Россию.


Мадам Дюбарри. Пленница собственных чар

Жанна Дюбарри стала последней в знаменитой плеяде французских королевских фавориток XVII—XVIII веков. Последней, кто мог влиять на судьбы страны, влияя на настроения одного человека — монарха. При этом самое парадоксальное в том, что в отличие от той же мадам де Помпадур наша героиня как раз к этому не стремилась. Она почти не участвовала ни в государственных делах, ни в придворных интригах… Что не помешало ей всего за пять лет превратиться в живую легенду — только благодаря необычайной красоте и сексуальности. И пострадать больше любой из своих предшественниц.

Настоящие и трагические приключения ждали эту вполне заурядную женщину уже после смерти и венценосного возлюбленного, и всего Старого мира, который он олицетворял. Людовик XV говорил: «После нас — хоть потоп». В этом потопе было суждено утонуть его Жанне.

В 9 часов утра 8 декабря 1793 года (или, по новому республиканскому календарю, 18 фримера 2-го года) Жанна Мария Дюбарри, бывшая графиня, предстала перед судом — в том самом парижском Зале Верхней Палаты, где за 20 лет до этого Людовик XV в ее присутствии распустил парламент, не желавший выделить Версалю очередной кредит.