актрисы


Русская Мельпомена Мария Ермолова

Вечер 30 января 1870 года мог стать весьма неприятным для десятков зрителей, собиравшихся на бенефис актрисы Медведевой в Малом театре. Еще большее огорчение он мог принести самой бенефициантке: спектакль оказался под угрозой срыва из-за болезни исполнительницы главной роли, любимицы публики Федотовой. Впрочем, по прошествии десятилетий это кажется незначительным эпизодом, каких множество в театральной жизни. Да и пройди спектакль с участием Федотовой без срывов, вряд ли он был бы сегодня памятен даже специалистам. Однако усилия по спасению спектакля обернулись не просто удачно прошедшим бенефисом, а одним из звездных часов русского театра.

За несколько дней до спектакля, когда Медведева судорожно искала исполнительницу главной роли, к ней заехала дочь подруги, юная ученица балетного отделения Московского театрального училища. «А у нас есть девочка, которая замечательно играет, – Машенька Ермолова», – сказала она после того, как актриса поделилась с ней своими неприятностями. Что бы сделала другая артистка? Пропустила эти слова мимо ушей? Предложила подающей надежды балерине заехать к ней, чтобы продемонстрировать свои якобы имеющиеся драматические способности?

А скорей всего просто отмахнулась бы от неуклюжей попытки ангажировать свою подругу. Но то ли восхищение девочки одноклассницей повлияло на нее, то ли положение было совсем критическим, а может быть, просто от понимания того, что в искусстве случаются чудеса, актриса не поленилась сама съездить в Театральное училище. Девочка понравилась ей и получила для разучивания текст пьесы. И когда через несколько дней она начала читать монолог, глаза Медведевой увлажнились. «Вы будете играть Эмилию!», – только и могла произнести она. (Для своего бенефиса Медведева выбрала пьесу Г.-Э. Лессинга «Эмилия Галотти».)


Алиса Коонен, которая не прокляла театр

В удивительной русской актрисе Алисе Коонен, ровеснице Ахматовой и Чаплина, не было ни капли русской крови. До 1934 года она была подданной бельгийского короля, но всю жизнь отдала России и ее театру. Закончив гимназию, поступила в школу Художественного театра. В 1913 году она была уже знаменитостью – любимой ученицей Станиславского, звездой МХТовских капустников, первой исполнительницей роли Маши в “Живом трупе”, трогательной Митиль в “Синей птице”, дикой Анитрой в “Пер Гюнте”.

Знаменитый английский режиссер Гордон Крэг, репетировавший с Коонен Офелию в Художественном театре, предложил Станиславскому: “Я заберу ее в Италию и сделаю там для нее монотеатр”. Тот ответил: “Мисс Коонен любит быть окруженной людьми и умрет от одиночества и тоски в вашем монотеатре”. Несмотря на такие лестные оценки, Алиса Георгиевна в том же 1913-м ушла в организованный Константином Марджановым “Свободный театр”, где встретилась с Таировым. Тот в те времена по сути дела был “никем”: энергичным провинциалом с юридическим дипломом, актером без имени, режиссером без театра. Но встреча этих двух людей определила всю их дальнейшую жизнь. Их союз длился 35 лет и был испытан и успехами, и славой, и бедами, и трагедией...

У Островского в “Лесе” Несчастливцев говорит: для того, чтобы создать труппу, нужна, прежде всего, актриса. Судьба подарила Таирову редкую, удивительную актрису, с которой и для которой он создал свой театр. Она могла быть и опереточной дивой, и трагической героиней, могла играть и цариц, и беспризорниц. Критик писал: “Великая Алиса! Даже сейчас по одним только фотографиям видно, как совершенна была ее пластика и как прекрасны были ее глаза в приливах гнева, страсти, веселья”.


Трагедия Роми Шнайдер

Она думала, что выбирает путь, а оказалось — судьбу. Которая благоволила к ней в искусстве и отвернулась

Режиссер Ханс Депе скомандовал: "Мотор!", и очаровательная девочка, вышедшая из возраста Лолиты, но не достигшая лет Хлои, шагнула на камеру. Так зальцбургская школьница Розмари Альбах-Рети превратилась в самую юную австрийскую актрису Роми Шнайдер.

В фильме "Когда цветут белые лилии" она снялась вместе с матерью. "Магда Шнайдер со своей прелестной дочкой Роми!" — такая реклама поддержала популярность стареющей кинозвезды Шнайдер-старшей и подарила сценический псевдоним младшей. Фильм имел успех, на Роми посыпались предложения. Жившие к тому времени в разводе актеры-родители поначалу не хотели, чтобы дочь пошла по их стопам, но потом смирились. Покорив сердца соотечественников, Роми уехала покорять сердца французов.


Марлен Дитрих. Нелюбимый ангел Германии

Почему снова о Марлен Дитрих? Германия по-прежнему пытается найти в душе примирение со своей великой и строптивой дочерью -- самой прославленной немецкой актрисой ХХ столетия...

Поначалу она была для немцев "голубым ангелом" -- по названию ее первого звукового фильма, снятого в 1930 году на берлинской киностудии УФА. Затем "эта Дитрих" (так уже стали говорить о ней на родине) превратилась в глазах немцев в падшего ангела, отвергнутого идола, ибо отказалась вернуться в нацистский фатерланд, а прибыла туда только весной 45-го, да еще в американской военной форме. Нелюбимый ангел Германии своих чувств тоже не скрывал и в книге "Словарь Марлен Дитрих" написал: "Я ненавидела с 1933-го по 1945 год. Трудно жить ненавидя. Но если этого требуют обстоятельства, приходится учиться ненависти".

Еще в 1960-м, гастролируя в Западном Берлине и Рейнской области, она была встречена плевками и плакатами "Marlene, go home!". Да и по сей день в ее родном Берлине все никак не решат, какую улицу назвать именем Марлен Дитрих -- и называть ли вообще...


Любовь Орлова. Легенда, победившая время

Неприметная маленькая брюнетка превратилась в платиновую мечту миллионов - звезду и легенду советского экрана. У нее было все: слава, деньги, удачный брак, миллионы преданных поклонников. И лишь один злейший враг – время.

Никому не известная молодая актриса оперетты пришла на студию в надежде получить роль в «новом фильме». Выстояв длинную очередь желающих, с трудом скрывая робость и мучительно краснея, актриса очутилась перед режиссером. Его испытующий пронзительный взор не обещал ничего хорошего.

– Что это? – указывая на нос претендентки, строго спросил режиссер.