…и было – два уникальных мастера работали в Киеве; точно воплощая «Философию общего дела», создавали стену памяти, стену монументальных скульптур высотой от 4 до 6 метров и длиной в полтора километра, опоясывающую крематорий; и из серого бетона прорастали лица и слёзы, упруго вздымаясь связками мышц, возникали тела, и плачущие руки соплетались с руками, торжественно вздёрнутыми вверх, как будто жизнь сама росла из земли – жизнь, противоречащая смерти и связанная с ней неразрывно.
Они трудились и трудились, они горели пламенем Эль Греко, огнём всех великих художников, они создавали панораму неумирающей жизни на голом, как схема, энтузиазме, и на могучей, как мускулатура святых Микеланджело, воле. Порою у них находились помощники, порою и государство подключалось, помогая материалами, но главной была сила и вектор страсти этих двух художников – Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко.
И стена росла…
И пусть смерть гипнотизирует всех нас, пусть смотрит из-за каждого куста, пусть книги её нам недоступны, но гигантская стена барельефов, опоясывающая Байково кладбище и крематорий в Киеве возникла, проросла из неведомых слоёв небытия…
А дальше включилась серость: донос сел на донос, ибо посредственность не может перенести величия, и, поднимая все связи, дёргая за ниточки кумовства, чиновники от искусства добились своего – стена была залита серым бетоном, погребены изображения, стена стала просто стеной…
Так погибло, возможно, одно из значительнейших произведений ХХ века.
Но… погибло ли?
Ведь искусство для того и существует, чтобы излучать в мир неведомую, жизнь дающую энергию, энергию подлинности, веры и правды, и – как знать? – может быть и из-под бетона льются в мир эманации такой силы, о коем мы не подозреваем.
Пока…
* * *
Сплетение тяжёлых тел –
Разнообразных, обречённых.
И крематорий, как предел
Земной, и сутью серо-чёрный.
Рук каменных ростки, - всегда
При этом плачущие руки.
И лица – в них горит беда,
Беда всегда приходит грубо.
Монументальный реализм –
Вкруг киевского крематория
Сияла лента тел и лиц
Из камня – их ждала история.
Иль Фёдорова воплощал
Идеи памятник гигантский?
Мы все – из общности начал,
И смерти нам – сопротивляться.
… бетон сереющий тяжёл,
Им залили тела и лица.
Доноса яростен глагол:
Пусть оный труд не сохранится.
И вечности мы на чело
Нальём угрюмого бетона –
Чтоб не сияло ничего,
Не портя серости закона…