Есть у меня подруга, моя тёзка, Татьяна. Несколько лет назад ни с того ни с сего стала она всем представляться как Тая. «Так звучит мягче», категорично заявила подруга. С чего вдруг человека на мягкое потянуло, не знаю, но даже я должна была звать её Таей. А поскольку звучание этого имени непривычно моему уху и сам факт, что люди свои имена переделывают, не меняют, а именно переделывают, увеличивая или уменьшая в них количество букв или слогов, мне не нравится. Поэтому я обращаюсь к ней так: по имени – никак, в некоторых случаях прибегаю к словарному запасу великого и могучего русского языка. И тогда откликается она на «дорогую мою», «милую мою» и «голубушку мою». Пока я пишу эти строки, вслух её нового имени не произношу, и поэтому пусть моя Таня на бумаге будет Таей. Ведь имя непривычно только моему уху, но не глазу.
Правда, и у меня бывает исключение из правил. Но только одно! Преклоняясь перед талантом замечательной актрисы Рины Зелёной, я безоговорочно принимаю и воспринимаю её переделанное имя. Настоящее имя актрисы Екатерина, а фамилия такая и есть – Зелёная.
Бесспорно, моя подруга интересная женщина, и внешне, и внутренне. Как говорится, «дама приятная во всех отношениях», но все равно, для её каприза я исключения не делаю.
Тая недавно развелась, без осложнений и последствий для обеих сторон, и живёт с двумя детьми в отдельной квартире, где у неё своя, самая большая, самая светлая и, конечно же, самая удобная комната. Пару раз она собиралась снова выйти замуж, но не вышла. То ли один из женихов не там ударение поставил, то ли другой не в том контексте употребил междометие, в общем, не помнит она причину расставаний.
С юных лет водится за Таей одна особенность, можно сказать, тайная страсть: любит она незаметно для собеседника «проверочки» устраивать, его интеллектуальный уровень изучать. Легко выбирает какую-нибудь тему, интересную, как для себя, так и для партнёра, и оба начинают её обсуждать или вопросы задаёт, не ответить на которые, по её мнению, позор. Потихоньку, постепенно подбирается она к главной, козырной своей карте, а именно - к Чехову. Тая не просто поклонница таланта Чехова, не просто любит читать его рассказы, пьесы, книги о нём, она живёт чеховским временем, иногда говорит на его языке. Попробуйте сказать ей, что такого языка нет. Нет – это вас!
Один из любимых рассказов Таи – «Лошадиная фамилия». Чем он ей так нравится, спрашивать бесполезно. Может быть, это какая-то космическая взаимосвязь писателя и читателя. Абсолютно уверена, что она все фамилии знает наизусть и в любой последовательности. Но это, как говорится, её проблемы. А вот для собеседников, не знающих, не читающих и не любящих (но лучше этого ей не говорить!) Чехова, рассказ действительно становился проблемой со всеми вытекающими отсюда последствиями, потому что именно «Лошадиная фамилия» всегда являлась идеальной лакмусовой бумажкой для измерения степени умственной отсталости знакомых мужчин и женщин в окружении Таи.
Подруга моя - женщина грамотная, начитанная, эрудированная, работает в солидной строительной фирме менеджером по персоналу, занимается танцами и любимым делом – модной нынче флористикой, да ещё и «оптимист до гроба», по её же выражению, и поэтому общаться её тянет с себе подобными.
Единственное, что раздражает Таю и чего она не любит – это политика и политики. Тая почти не следит за политическими событиями ни в стране, ни за рубежом. А в лицо и по фамилии знает только Президента, московского мэра и нашего губернатора. «Больше трёх мне не запомнить, да и Бог троицу любит», - отговаривается Тая. Иногда мне кажется, что она шутит, а иногда, посмотрев, как подруга прекрасно выглядит, какое у неё весёлое, беззаботное настроение и кружочек проблем – верю в её аполитичность.
Вниманием мужчин Тая не обделена и рядом с ней всегда кто-то есть. В каких отношениях она состоит с кавалерами, я не каждый раз могу определить. Бывают у неё и бурные романы, бывают и спокойные, дружеские отношения. Тая умиляет и удивляет меня до сих пор тем, что верит в дружбу между мужчиной и женщиной! И я верю ей, то есть тому, что она верит в то, во что уже почти ни одна женщина не верит…
Однако всё хорошее, вместе взятое, не помогает Тае снова стать чьей-то женой, а замуж она хочет. Но оттого, что она не перешла ещё в разряд «озабоченных разведённых женщин», сокращённо – ОРЖ, ей и не везёт. Термин этот Тая придумала сама и называет его диагнозом. Такой диагноз Тая ставит многим знакомым, считая, что ОРЖ подвержены 90 из 100 разведённых женщин. Особы с диагнозом ОРЖ не рассматривают долго и пристально потенциального кандидата в мужья, не прислушиваются к его речам, не вникают в смысл сказанного и не стремятся затянуть время встреч. Им важен быстрый результат – замужество. Причём, со штампом в паспорте. Тая входит в десятку здоровых женщин. Так она считает.
Однажды я ей сказала, что если она будет продолжать морочить голову себе и людям, кстати, не обязательно мужчинам, всякого рода тестами и придираться к произношению, правильно поставленному ударению и правописанию, то навсегда останется одна. Тем более что и с подругами у неё напряжёнка. Кроме меня у Таи никого нет. Знакомые – да, приятельницы – да, родственницы – да, коллеги по работе – да, подруги - нет. Хотя, может быть, это нормально: настоящих друзей не бывает много.
Выслушав мои дружеские наставления, Тая, театрально закатив глаза к небу, ответила словами одной из героинь художественного фильма: «Ну что ж, планида, значит, моя такая…». А всерьёз сказала:
- Ох, и добрая же у меня подружка! Да я и сама от этой дури иногда страдаю, но … Но страдаю только и н о г д а, а в остальное время мне это нравится. Это игра. Я же игрок, Таня, и ты это знаешь.
- То есть как это игра?! Ты же потом, после того, как человек не проходит твои тесты, с ним не общаешься, ну или почти не общаешься. Это же серьёзно, я так понимаю?
- Не общаюсь. А это серьёзная игра. Мне эти тесты, между прочим, и помогают избавиться от ненужного общения с ненужными людьми, особенно это к мужской половине относится. Таня, время летит так быстро, что я становлюсь временной эгоисткой. Невыносимо, даже болезненно жаль тратить моё драгоценное время на общение с людьми, которые ничего не могут дать. Понимаешь? Не в смысле денег, или других материальных ценностей, а в смысле духовной пищи, духовного богатства. А оно для меня очень ценно и имеет большое значение в жизни. И когда ты говоришь, что я останусь одна, так нет тебе, дорогая, не останусь! Потому что десятерым устрою экзамен, и хоть один, да окажется интересным человеком. А это и радует! Я за него или за неё буду держаться столько, сколько получится. Я и сама хочу быть полезной, интересной и нужной, чтобы и со мной был «толк водиться». Потому что правильно говорят классики: нет ничего ценнее человеческого общения.
Вот - моя подруга и её философия, и вот с этой-то философией и приключилась с ней год назад история. Правда, начало этой истории положила я.
Осень в сыром северном городе скрашивалась яркими общественными событиями. В конце октября Тая со своим директором, Леонидом Борисовичем, была на презентации по случаю открытия в культурной столице очередного филиала московского банка. Мероприятие проходило в здании-дворце, построенном для нового филиала. В строительстве принимала участие фирма, где работала Тая.
Я, как сотрудник филиала, являлась одним из организаторов сего публичного действа и знала многих гостей лично. В числе приглашённых фигурировали весьма влиятельные лица на финансовом и строительном рынке города, а также несколько высокопоставленных чиновников. Среди гостей был известный в своём кругу кандидат в депутаты Законодательного Собрания господин N.
Программа шла своим чередом, личная жизнь участников презентации – своим. После официальной части гости прошли в зал с фуршетным столом и, делая вид, что никто ничего не хочет, но «раз уж есть, то надо пить», жеманно и, якобы, нехотя, стали кушать. Сначала понемножку, а потом всё больше и больше, входя во вкус и поддерживая смысл поговорки - «аппетит приходит во время еды».
Тая и Леонид Борисович не отставали от гостей. Примерно через полчаса непрерывного поедания отечественных и заморских кушаний и выпивания исключительно иностранной алкогольной продукции к ним подошёл директор строительной фирмы «Ваша Крыша» и, извинившись перед Таей, отвёл в сторону Леонида Борисовича на пару слов.
В этот момент я увидела, что Тая стоит одна, держа в руках чашечку с кофе, и кокетливо поглядывает по сторонам. Особенно долго её взгляд задерживался в местах скопления мужских особей. Я сразу поняла, что она будет с кем-то знакомиться. Вообще Тая знакомилась с мужчинами легко и везде. Помню, я даже предложила ей написать методичку: «Как и где без проблем и осложнений познакомиться с мужчиной?». Но шутка так и осталась просьбой, или, наоборот, просьба – шуткой.
- Ну что, дорогая моя, ты уже на старте? – я взяла подругу под руку и отвела к окну. – Не спеши. Хочу познакомить тебя с одним большим, по всем параметрам, человеком. Во-он там, у правой колонны, видишь, стоит в тёмно-синем костюме с отливом? Это Станислав Сергеевич, «эСэС» как я его зову, кандидат в депутаты Законодательного Собрания. Он сейчас не женат, у него всё есть, включая высшее образование и постоянный источник доходов. Я представлю тебя от имени твоей фирмы и скажу, что вы заинтересованы в победе эСэС на выборах, а ты, в свою очередь, добавишь что-нибудь типа «чем можем, поможем». Поняла? Пойдём быстрее, а то или он уйдёт, или твой директор придёт.
- Вай, Ханума, ты что, он же меньше меня ростом, и смотри какой толстый! Не хочу я такого, у меня же не «безрыбье», - Тая говорила с деланным грузинским акцентом, сдвинув брови. Получалось очень смешно, а лицо её при этом было совершенно серьёзным.
- Послушай, подруга, я тебе не в мужья его сватаю, а просто для приятного общения с полезным времяпрепровождением. Тебе же нравится, когда ты получаешь духовное богатство? Вот, пожалуйста, обогащайся.
- Да мне судом присуди, не нужно такого богатства! Как ты не понимаешь, что человек даже внешне мне несимпатичен, а ты предлагаешь ещё и общение! У тебя что, какие-то дальние планы на наше знакомство?
- Нет у меня никаких планов. Просто среди твоих знакомых человека с таким положением в обществе ещё не было. А чтобы не говорить «и не будет», я и хочу познакомить тебя. Тем более ты в его вкусе.
- Откуда ты знаешь его вкусовые пристрастия?
- Я его знаю два года. Довольно много общалась с ним и по деловым вопросам, и на житейские темы. Он анекдотов знает море и вообще - хохмач. Скажу по секрету, он такие розыгрыши устраивает! Не поверишь! Но об этом - после. Соглашайся, подруга. эСэС нормальный мужик. Никакие твои проверки и тесты ему не нужны.
- Конечно, ему не нужны, они мне нужны. Для его же блага. Нет, Тань, ты просто насильно сватаешь из своих корыстных и неизвестных мне побуждений человека, который, скорее всего, занят только своим продвижением в большую политику и наверняка давно уже не читает книг, не ходит на выставки, не занимается самообразованием и не…
- Молчи, несчастная! Ну откуда у тебя этот набор дебильных подозрений?!
- Да оттуда! Посмотри на него. Ему примерно лет 45 – 48, а как он выглядит? Толстый, сутулый, цвет лица такой, как будто денег на солярий нет, наверняка курит и пьёт без меры, и собаки, наверное, нет. А раз собаки нет, значит, животных не любит, а если животных не любит, поэтому и не женат. Он же не следит за своим телом, а раз не следит за своим телом, то и за мозгом, значит, не следит.
- Та-а-к. Сегодня с презентации уйдёт на одного человека меньше. Гарантирую. И долго потом будут искать обезображенный до неузнаваемости труп женщины, стоявшей незадолго до убийства у окна…
- Это ты о себе? – тонюсеньким голосочком пропела подруженька.
Вдруг я заметила своим всевидящим оком, что пока мы стояли и спорили, на нас тоже стояли и смотрели. И делал это не кто иной, как эСэС. Увидев, что мы прекратили разговор, он направился в нашу сторону. Я широко улыбнулась и незаметно толкнула Таю в бок. Навстречу эСэС появилась вторая широкая улыбка.
- Добрый вечер, милые дамы! Татьяна, познакомьте меня, пожалуйста, с вашей очаровательной собеседницей, и прошу вас, без официального представления, - ну очень приятным голосом, проговорил, нет, проворковал, Станислав Сергеевич.
- С удовольствием! Станислав Сергеевич, - милая улыбка, поворот головы, – Тая.
Знакомство состоялось, и я собралась воплощать в жизнь заготовленный заранее сценарий. Но всё полетело, извините, к чёрту и события стали развиваться сами собой. Несколько ничего не значащих фраз, вопросов и ответов и я поняла, что могу спокойно уйти, этой парочке я уже не нужна. Извинившись, я сослалась на необходимость продолжать хозяйские обязанности и направилась «в Париж, по делу, срочно».
Через полчаса, вернувшись в зал, я не нашла ни Таю, ни эСэС. Зато Леонид Борисович что-то оживлённо рассказывал коллеге по бизнесу. Видимо, задела его «пара слов» за живое.
На следующий день я позвонила Тае узнать, чем закончилось или продолжилось знакомство со Станиславом Сергеевичем. Тая рассказала мне, что через пару минут, после того как я отошла от них, эСэС предложил уйти с презентации и продолжить вечер в другом месте, у него дома.
(Продолжение следует)